Откровение - 2000 Четвертая книга Моисея: Числа |
Архив |
|
В первый день второго месяца второго года Господь повелел Моисею пересчитать мужчин в родах израилевых от двадцати лет и выше, годных для войны. Так как прямой пересчет народа Израиля изменил бы духовное состояние народа, то, чтобы не допустить этого, считали особым образом: по внесенному храмовому налогу. Так как род Иосифа, по воле Израиля, было представлен родами Ефрема и Манассии, то всего родов оказалось тринадцать, и Господь изымает из пересчета род Левия, определяя их Аарону на службу в Скинии собрания. Род Левия призывается на службу Господу еще и потому, что первенцы народа Израиля, спасенные Господом в Египте, оказались замешанными в грехе золотого тельца. В обязанности левитов входило прислуживать в Скинии собрания, переносить святыни из нее при переходах, собирать и разбирать, охранять. В связи с предстоящими войнами с языческими народами, народ Израиля, по повелению Господа, был разбит по ополчениям, по родам и коленам, и был установлен порядок установки станов и следования в пути. И сказал Господь Моисею: «Вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых [они будут взамен их]; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Моими. Я Господь». (Чис., 3,11-13) Далее Господь дает повеление Моисею пересчитать всех мужчин и мальчиков в роду Левия от одного месяца и старше, и их оказалось двадцать две тысячи. И сказал Господь Моисею: «Исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно; и возьми левитов для меня, - Я Господь, - вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых». (Чис., 3, 40-41) Когда Моисей исполнил повеление Господа и пересчитал и переписал всех первенцев Израиля от месяца и старше, их оказалось 22273 имени. И взял Моисей серебро выкупа за излишних против числа замененных
левитами, от первенцев Израилевых взял серебра тысячу триста шестьдесят
пять сиклей, по сиклю священному, и отдал Моисей серебро выкупа за излишних
Аарону и сынам его по слову Господню, как повелел Господь Моисею. (Чис.,
3, 49-51) И сказал Господь Моисею: «Возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;» (Чис., 8, 5-7) Окропление водой, в которой растворен пепел бурой коровы, очищал человека от внешней нечистоты. Посвящение левитов проводится на глазах всего народа и с участием народа, потому что левиты замещают первенцев всего народа. … и приведи левитов пред Скинию собрания; и собери все общество сынов Израилевых и приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов; (Чис., 8, 10) Народ Израиля возлагает руки свои на головы левитов, как на жертвы, посвященные Господу, перенося грехи народа Израиля на левитов. Это высокая честь для человека понести грехи народа своего и тем очистить его, хотя бы на время. Затем левиты возлагают руки свои на головы тельцов, один из которых является приношением за грех, а второй – для приношения Господу сожжением. Этими жертвами левиты очищаются. После этого левиты посвящаются Господу: … и поставь левитов пред Аароном и пред сынами его, и соверши над ними посвящение их Господу; и так отдели левитов от сынов Израилевых, чтобы левиты были Моими. (Чис., 8, 14) Все колена левитов были распределены на службы при Скинии собрания и всем были подробно разъяснены их обязанности в дни служения, при разборе и сборе Скинии и при переходах. Левиты располагались отдельным станом вокруг Скинии собрания, охраняли ее и служили при ней. Священный шатер Особую чистоту и осторожность должны иметь левиты из колена Каафа, которые
отвечали за перенос священных предметов из Святого Святых и Святого. Завесы священного шатра (Святого Святых) сделаны из тонкого льна и голубой,
пурпурной и красной пряжи с нашитыми на них изображениями крылатых херувимов.
Затем делается еще один шатер, который покрывает священный шатер. Скиния
является храмом не только для земного мира, но и для мира небесного, что
видно из системы покрытий ее сверху. Второй шатер состоит из завес из
козьей шерсти. Наружный шатер сначала покрывается покрытием из бараньей
кожи, покрашенной в красный цвет, а затем покрывается тонкой кожей (кожей
морского млекопитающего). Завеса входа Святого Святых также изготавливается
из тонкого льна и из голубой, пурпурной и красной пряжи с нашитыми на
нее изображениями херувимов. Вход в Святое закрывается завесой из того
же материала, что и завеса Святого Святых, но вместо херувимов, расшита
узорами. Завеса с херувимами, которой покрывают Ковчег откровения, отделяет место Божественного Присутствия - Эдем и Престол Господа от остального небесного мира. Именно там скрыт Эдем, находившийся когда-то на земле. Тонкая кожа служит для разделения уровней с различным состоянием святости, а синий цвет ткани, которой Ковчег закрыт сверху, означает небесный мир, царство духа. … и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти,
и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния, и хлеб
его всегдашний должен быть на нем; и возложат на них одежду багряную,
и покроют ее покровом из кожи синего цвета, и вложат шесты его; На время нахождения в пути светильники гасятся. Хотя стол для хлебов предложения по рангу святости стоит выше светильника, но все предметы для обслуживания светильника, в том числе и елей, более святы (они покрываются синей тканью вместе со светильником), чем предметы, стоящие на столе. … и на золотой жертвенник возложат одежду из голубой шерсти, и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. (Чис., 4, 11) Золотой алтарь и все, что на нем есть, также покрывается тканью синего
цвета И возьмут все вещи служебные, которые употребляются для служения во святилище, и положат в одежду из голубой шерсти, и покроют их покровом из кож синих, и положат на носилки. (Чис., 4, 12) Таким образом, характерными цветами Святого являются синий и красный. И очистят жертвенник от пепла и накроют его одеждою пурпуровою; и положат на него все сосуды его, которые употребляются для служения при нем – угольницы, вилки, лопатки и чаши, все сосуды жертвенника – и покроют его покровом из кож синих, и вложат шесты его. И возьмут пурпуровою одежду, и покроют умывальник и подножие его, и положат на них кожаное синее покрывало, и поставят на носилки. (Чис., 4, 13-14) Характерный цвет двора Скинии – пурпурный, по цвету ткани покрывающей
алтарь для сожжений. Так как ранг предметов в Скинии отражает уровни святости,
то по повелениям Господа о порядке подготовки святынь, содержащихся в
Скинии, к переходу, можно прийти к следующим выводам: Назорейство И сказал Господь Моисею: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решиться дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод;» (Чис., 6, 2) Обет назорейства явился первой духовной жертвой во имя служения Господу. Его принимали, как правило, в знак благодарности Господу, и он давал прекрасный пример духовного самовоспитания. Принимая обет назорейства, человек обязуется соблюдать особую ритуальную чистоту, свойственную только первосвященнику, и полностью посвящает себя служению Господу. Он обязуется не только не пить вина и других крепких напитков, но даже не есть ничего виноградного, а также не стричь волосы до конца обета. Если же обет случайно будет нарушен, например, человек оказался рядом с внезапно умершим, то после сбривания волос и принесения жертв за грех и во всесожжение на восьмой день, этот человек должен снова дать обет назорейства и начать его сначала. После окончания срока назорейства этот человек идет ко входу в шатер собрания и приносит жертву всесожжения, за грех, приношение содружества, хлебное приношение и приношение возлияния. Назорей у входа в шатер собрания сбривает волосы, а священник кладет их на огонь под приношение содружества. Затем священник дает ему сваренное плечо барана и большую и маленькую лепешку из хлебного приношения. После того, как священник сделает приношение потрясанием перед Господом, обет считается исполненным и назорей может пить вино. Обет назорейства духовно возвышал человека и открывал ему путь к Господу, приучая его к духовному самоконтролю и ритуальной чистоте перед Господом.
И сказал Господь Моисею: «Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте
сынов Израилевых: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит
на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь
лице Свое на тебя и даст тебе мир! Как уже неоднократно говорилось, Священное Писание есть Путь Возвращения
к Богу для человека, народа и человечества. В этом его содержание и назначение
– указать Путь. Путь грешника, идущего к Богу, извилист и, если он уклонился
с этого Пути, «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!»
и помощь Господа вернет его на праведный Путь. Если же Путь человека прям,
тогда «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!»
за грехи твои, и будет вам это духовным маяком в жизни. Если же вы в Пути
не один, если вы утвердили в себе Дух и приняли Истину и народ отвращаете
с пагубного пути и ведете к Господу «Да благословит тебя Господь и сохранит
тебя!» чтобы вы смогли пройти этот Путь до конца! Господь повелел Моисею сделать две серебряные трубы, чтобы давать народу
сигналы о созыве народа, о снятии станов и движении. Также в них трубили,
когда собирали собрания, в дни новолуния, когда приносили всесожжения
и приношения содружества. В трубы могли трубить только сыновья Аарона,
священника.
В двадцатый день второго месяца на второй год после выхода израильского
народа из Египта облако поднялось над Скинией и израильский народ отправился
в путь от горы Господней. «… и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея. И сказал Моисей Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?» (Чис., 11, 10-11) Долгие годы Моисей несет тяжелую ношу ответственности перед Богом за народ Израиля и перед народом за все происшедшее со времени выхода из Египта. Он глубокий старик, и хотя он также крепок телом, как в начале пути и дух его также высок, но духовное одиночество человека, посредника между Богом и народом, становится уже слишком тяжелым для него. И сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин
Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и
возьми их к Скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду и буду
говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на
них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил». (Чис.,
11, 16-17) И сказал Господь Моисею: «Разве рука Господня коротка? Ныне ты
увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет?» Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. (Чис., 12, 3) Духовное состояние Моисея находилось на такой высоте, что он в полной мере воспринимал волю Господа, и его жизнь была служением Богу и народу, а служение было его жизнью. Весь жизненный путь Моисея был предопределен Господом, поэтому ропот против Моисея был вызовом Господу. И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: «Выйдите вы трое к Скинии Собрания.» И вышли все трое. И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа Скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: «Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего Моисея?» (Чис., 12, 4-8) Господь говорит о том, что он дает народу Израиля пророков, которым он
объявляет волю Свою «притчами со скрытым значением» в видениях и снах,
но духовное состояние Моисея ставит его на высшую ступень откровения Божьего:
Господь говорит с ним «устами к устам», давая ясно увидеть все события.
Святость и высочайшее духовное состояние Моисея позволяет ему видеть «образ
Господа». Здесь можно определить уровни служения Господу по возрастающей
линии: сын Божий, слуга и раб Божий, который наиболее полно воспринимает
волю Господа. И сказал Господь Моисею: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них». (Чис., 13, 2-3)
« … о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет». (Чис., 14, 2-4) Когда же Иисус, сын Навина, и Халев, сын Иефонии, пытались образумить
и уговорить народ, то люди хотели их забросать камнями. Господь слышал
все это и сказал Моисею, что поразит всех страшным мором и произведет
от Моисея другой народ, многочисленнее и сильнее этого, и стал Моисей называть имена Господни, которые открыты были ему Господом на горе Синай, и просить за народ свой: Итак, да возвеличится сила Господня, как Ты сказал: «Господь долготерпелив и многомилостив и истинен, прощающий беззакония и преступления и грехи, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззакония отцов в детях до третьего и четвертого рода.» Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. (Чис., 14, 17-19) Обращение Моисея к Господу не является простым повторением того, что
Господь открыл Моисею, но преломлением этого откровения в душе человека,
разговаривающего с Богом «устами к устам», и в то же время неразрывно
связанного со своим народом. По слову Моисея Господь простил народ Израиля, но простил в лице детей их, которых Он обещал ввести в землю, от которой отказались их родители. Вспомним, что когда Авраам просил не разрушать Содом, Господь обещал ему: «Если Я найду в городе десять праведников, то не разрушу его». Вот и здесь число десять, теперь уже означающее количество неповиновений Господу, является границей терпения Его. Эта клятва Господа определила также и судьбу Моисея и Аарона: им также не суждено войти в новую землю. Так как земли Амаликитян и Хананеев Господь не отдает израильтянам, то Он приказывает народу Израиля возвращаться в пустыню. И сказал Господь Моисею и Аарону: «… Скажи им: «Живу Я», говорит
Господь: «как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут
тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и
выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля
руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса,
сына Навина;» (Чис., 14, 28-30) Впервые гнев Господа за грехи родителей обратился в наказание детей,
но наказание это служит воспитанию нового народа, того народа, которого
невозможно было воспитать из рабов, выведенных из Египта. Только Халев
и Иисус Навин увидят, по обещанию Господа, эту землю. Первыми умерли десять
человек из двенадцати посланных обследовать новые земли и явившиеся причиной
волнений среди народа. Попытка народа исправить положение и выступить
против амаликитян и хананеев, вопреки предупреждению Моисея, окончилась
поражением и большими жертвами. Объявив наказание народу, Господь тут
же подтверждает непреложность Своего обещания новой земли народу Израиля: И далее Господь дает уточнение о жертвоприношениях, которые будут происходить
на новых землях, где будут жить дети народа израильского: на каждое приношение
огнем должно приноситься хлебное приношение и приношение возлияния. Рассматривая
состав жертвоприношений со времени исхода из Египта, мы видим, что он
постепенно изменяется, но эти изменения связаны не с отменой тех или иных
жертв, а со стремлением Господа более эффективно влиять на изменяющееся
духовное состояние народа. Жертвы все более полно (в соответствии с духовным
развитием народа) представляют животную и растительную основу человека
и его духовное состояние, так как их цель - ослабить влияние одних и усилить
влияние других сил в человеке и народе. Для того, чтобы народ лучше запомнил
данные Господом заповеди, Он повелел к углам мужской одежды прикреплять
кисти из нескольких нитей, в каждую из которых должна быть вплетена голубая
нить из шерсти, в память Богоявления на горе Синай: Именно на горе Синай Господь дал народу Израиля «заповеди, законы и уставы»,
определившие жизнь его на многие века. Именно заповеди остаются фундаментом
Соглашения Господа и народа Израиля, так как они помещены на скрижалях
в Ковчег Соглашения. Эти кисти с голубой шерстяной нитью будут перед глазами
Сомнения, посеянные разведчиками, пришедшими из Ханаана, наказание Господнее
и предстоящие скитания по пустыне вызвали недовольство народа, которым
воспользовались некоторые знатные израильтяне для отстранения от руководства
и священства Моисея и Аарона. Часть левитов под предводитель- ством Корея,
и трое потомков Рувима: Дафан, Авирон и Авнан с частью народа Израиля,
восстали против Моисея и Аарона. Притязания на власть, и изменение целей
исхода из Египта, были замаскированы под борьбу против узурпации власти
Моисеем и Аароном. Моисей увидел, что начинается новый мятеж, который опять приведет к гибели людей, и «пал на лице свое» и сказал: «Завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят». (Чис., 16, 5-7) На следующий день двести пятьдесят человек, притязающих на служение, взяли кадильницы, положили в них огонь и курение и стали у входа в Скинию. Здесь же стояли Моисей и Аарон. И собрался весь народ у входа в Скинию Собрания. И явилась слава Господня всему обществу. Но Моисей взмолился перед Господом, говоря, что только один человек согрешил,
и Господь потребовал, чтобы народ отошел от шатров Корея, Дафана и Авирона.
Из того, что случится, сказал Моисей, вы узнаете, что Господь послал меня к народу. Если они умрут обычной смертью, значит, не посылал меня Господь. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и
разверзла земля уста свои, и поглотила их и дома их, и всех людей Кореевых
и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю,
и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей,
которые принесли курение. (Чис., 16, 35) Огонь, вышедший от Господа, сжег людей, пришедших воскурить перед Господом,
так как они нарушили запрет: воскурение могли совершать только сыны Аарона,
священники. Но эти люди пришли к Господу, и хотя они и были грешники,
их смерть явилась искупительной жертвой за их грехи, и она освятила кадильницы.
И исполнил Елеазар все, что сказал Господь, и были раскатаны кадильницы
в листы металла и положены на алтарь, в память народу Израиля, что только
помазаные священники могут жечь курения перед Господом. И сказал Господь Моисею и Аарону: «Отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновенье». Но они пали на лица свои. И сказал Моисей Аарону: «Возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа и началось поражение». (Чис., 16, 44-46) Двенадцатый раз народ Израиля ропщет перед Господом и несет наказание,
а Моисей с Аароном спасают его. Курение благовоний разрешалось только
в Скинии собрания, поэтому только Моисей мог своим пророческим видением
понять, что, в данном случае, для спасения народа можно использовать курение
вне Скинии. Аарон без колебаний выполнил приказ Моисея, хотя в случае
ошибки, это грозило ему смертью, потому что священник представляет народ
перед Господом, и Господа перед народом. Жизнь священника принадлежит
Господу, а смерть его может искупить грехи народа, поэтому священник должен
знать это и быть готовым в любой момент сам, своей смертью, покрыть грехи
народа, как шел на это Аарон. Лишь когда встал Аарон между мертвыми и
живыми, мор прекратился. Тогда Господь и произнес Свой приговор, что взрослое
население должно погибнуть в пустыне, и смерть стала наказанием за каждый
грех. Скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их должны они дать; и положи их в Скинии Собрания, пред Ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Чис., 17, 1-5) Моисей все сделал, как сказал ему Господь: собрал жезлы и положил их перед Ковчегом откровения в Скинии. На другой день вошел Моисей и Аарон в Скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. (Чис.,17, 8) Взял Моисей посохи и показал всему народу Израилеву, и разобрали они
каждый свой посох. Моисей выполнил повеление Господа и положил жезл Аарона в Скинию. После того, как народ Израиля увидел расцветший жезл Ааронов, на некоторое время непокорство покинуло его, и тогда то, в смирении, он и осознал свою участь, в которую не мог поверить после приговора Господа. И сказали сыны Израилевы Моисею: «Вот, мы умираем, погибаем, все погибаем! Всякий, приближающийся к Скинии Господней, умирает: не придется ли всем нам умереть?» (Чис., 17, 12-13) Далее Господь дал повеления Аарону о службе левитов, о приносимых жертвах и о частях жертв, которые Господь отдает Аарону и его семье. Народ будет отдавать Господу десятую часть урожая и вина, которая будет принадлежать левитам, а самое лучшее из этого (десятую часть от десятой) они будут отдавать Господу, и это будет принадлежать Аарону и его семье. Интуитивное представление о десятой части (десятине), которую необходимо отдавать священникам Господа, всегда жило в праведниках, таких, например, как Авраам. В основе этого правила лежит глубочайшая истина, заключающаяся в степени связи, или влияния Господа на жизнь каждого человека. Степень этого влияния зависит от духовного состояния человека, народа и человечества, и чем выше их духовное состояние, тем выше связь их с Богом. И сказал Господь Аарону: «В земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;» (Чис., 18, 20) Господь также дал повеление Моисею и Аарону о том, как очищать людей,
прикоснувшихся к мертвому телу, используя пепел рыжей коровы. И сказал Господь Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и
Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду:
и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял
Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон
народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой
скалы, извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу
жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его». И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис., 20, 12) Из Кадеса Моисей отправил послов к царю Едомскому, прося разрешения
пройти через его страну братскому израильскому народу, так как Едом населяли
потомки Исава, брата Иакова. В послании Моисей описал судьбу народа Израиля
в Египте, и как Господь вывел их из Египта, и просил разрешения пройти
прямым путем (царской дорогой) через Едом, обещая платить даже за воду.
Но Едом запретил идти через свою страну и выступил против народа Израиля
с войском. Тогда народ Израиля вышел из Кадеса и пришел к горе Ор. Первый первосвященник народа Израиля - Аарон обладал огромным духовным
даром, который и был основой его пророческого видения. Как только призвал
его Господь к служению, он своей верой и безропотным выполнением повелений
Господа и Моисея, всегда представлял народ перед Господом, и в любой момент
готов был спасать народ свой и молить Господа о его прощении. От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю
Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога
и против Моисея: «Зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне,
ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная
пища». Долгие годы странствует народ Израиля по пустыне и за каждый грех, за
каждый ропот наказание падает на оставшихся из тех, кто вышел из Египта.
Молодое поколение, выросшее в пустыне, не знало благ и пороков цивилизации
и смиренно воспринимало волю Господа. Но и старое поколение многому научилось,
в том числе признавать свои ошибки и каяться. Почему же Господь, зная, сколь легко люди впадают в грех идолопоклонства,
и всегда выступавший против изготовления всевозможных идолов, Сам дает
указание об изготовлении змея и «выставлении его на знамя»? Причем Господь
же и закладывает фундамент этого поклонения – спасение жизни укушенного
человека при взгляде на медного змея. В связи с огромной важностью этого
вопроса в будущем, рассмотрим его более подробно. ВАЛААМ Когда Израильтяне поставили свой стан при Иордане, Моавитяне, которые
уже знали об участи Аморреев, очень испугались и пригласили к себе старейшин
Мадиамских. И тогда Валак, царь Моавитян, решил воспользоваться услугами
Валаама, волхва и пророка, чтобы сначала ослабить Израильтян, а затем
силой изгнать их от своих границ. С этой целью Валак посылает послов к
Валааму: Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен. (Чис., 22, 12) Утром Валаам отказался идти с послами, сославшись на волю Божью. И повел он его на другое место, надеясь, что оттуда, может быть, Валаам проклянет их. Но и на новом месте, когда с семи жертвенников были вознесены тельцы и овны, Господь вложил слова Свои в уста Валаама и сказал он: Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы
Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?
Вот благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего.
Тогда решил Валак отвести Валаама на третью вершину, с которой, «может быть, угодно будет Богу, и оттуда проклянешь мне его». Снова построили они жертвенники и вознесли жертвы, и смирился Валаам пред волей Господа, и не пошел для волхования. Тогда сошел на него Дух Божий, и в восхищении произнес Валаам: «… как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются
они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом,
как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие
воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его
из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему,
раздробляет кости их и стрелами своими разит врага. Преклонился, лежит
как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен,
и проклинающий тебя проклят!» Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. (Чис., 24, 17-19) После этого предсказал он судьбу народов Амалика и народа Кенеев и пошел обратно в свои края. Когда народ Израиля поставил свой стан в Ситтиме, то стал народ Израилев блудодействовать с дочерями Моава, и вкушать жертвы богов их и втянулся в идолопоклонство. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: «Возьми всех начальников народа и повесь их Господу пред солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. И сказал Моисей судьям Израилевым: «Убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору». (Чис., 25, 3-5) Но однажды, когда один из начальников колена Симеона привел в свой шатер
Мадианитянку, дочь одного из вождей их, Финеес, сын Елеазара, взял копье,
пошел и пронзил их в шатре обоих, и утих после этого гнев Господа, и сказал
Он Моисею: А умерло от поражения до Финееса двадцать четыре тысячи человек. Вот исчисленные Моисеем и Елеазаром священником, которые исчисляли сынов Израилевых на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона; в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской; ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, - и не осталось из них никого кроме Халева, сына Иефониина и Иисуса, сына Навина. (Чис., 26, 63-65) Вот исполнилось повеление Господа, и умерло все поколение вышедшее из Египта от двадцати лет и выше, кроме Халева и Иисуса, потому что они оказывались замешанными в грехах перед Господом, а новое поколение, выросшее в пустыне, не знавшее рабства и язычества, было ему послушно. И сказал Господь Моисею: «Взойди на сию гору Аварим, которая по эту сторону Иордана, на сию гору Ново, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым во владение; и когда посмотришь на нее, приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой, на горе Ор; потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син, во время распри общества, чтобы явить пред глазами их святость Мою при водах». (Чис., 27, 12-14) Как говорится во Второзаконии, Моисей обращался с просьбой к Господу разрешить ему войти в новые земли, но Господь ему отказал, и сейчас Господь подтверждает свое решение. И сказал Моисей Господу: «Да поставит Господь, Бог духов всякой
плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который
входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы
не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря.» Напомним, что Осия, сын Навина, был помощником Моисея, и рано себя проявил своим повиновением и верой своей, а когда собирались на разведку в землю Ханаанскую, Моисей, по воле Бога, изменил ему имя и именовал его Иисусом. Именно Иисусу надлежит ввести народ Израиля в землю обетованную, что он с честью и сделает. Слова Господа, что в Иисусе есть Дух, говорят о том, что он обладал им с рождения, а во время служения у Моисея, пред Господом, Дух укреплялся и развивался. Господь повелевает представить Иисуса в качестве преемника Моисея перед всем обществом, дав ему наставления и возложив на него руку Моисея. Возложение руки означало преемство, передачу духовных и иных свойств, рука возлагалась также при благословении. Но в отличие от Моисея, Иисус Навин не может уже напрямую обращаться к Господу, только через первосвященника Елеазара, который получает указания посредством урима. И сделал Моисей, как повелел ему Господь Бог, и взял Иисуса,
и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом; и возложил
на него руки свои и дал ему наставление, как говорил Господь через Моисея. И сказал Господь Моисею: «Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему». (Чис., 31, 1-2) И собрали по тысяче воинов от колена, и пошел с ними Финеес, сын Елеазара
со священными сосудами и трубами. В результате войны были убиты все мужчины
мадиамские и среди них пятеро царей, а жены, дети и имущество было захвачено.
Когда же воины с добычей возвращались в стан, Моисей их встретил и разгневался
на них, и приказал убить всех пленных детей мужского пола и всех женщин,
познавших мужа, а потом очищаться водой и находиться в течение семи дней
вне стана. И была поделена добыча, по повелению Господа, пополам между
воевавшими и всем обществом. Когда же пересчитали людей, ходивших воевать,
оказалось, что не погибло ни одного человека. И тогда начальники воевавших
и воины собрали золото и принесли Господу «для очищения душ наших». Начальники
колен Рувима и Гада, увидев, что земли эти хороши для скотоводства, обратились
к Моисею, чтобы им отдали эти земли, пообещав воевать вместе со всеми
остальными коленами за их земли. Моисей согласился и дал об этом повеление
Елеазару священнику и Иисусу, сыну Навина. Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона.
|
|
На Главную | |||
Первоевангелие | |||
|
|||
Христианство | |||
Аннотация | |||
Обращение | |||
О Себе | |||